Источник...                               ПРИГЛАШЕНИЕ К СОТРУДНИЧЕСТВУ! (КЛИКНИТЕ ПО ССЫЛКЕ)                               Источник... 

Правовой глоссарий

30 ноября 2012 - Администратор
article9.jpg

Глоссарий

Акт нормативный (правовой) - официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, которым устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

Антикоррупционная политика – система или совокупность экономических, политических, законодательных, организационных, информационных, технологических мер, направленных на государственное регулирование в области противодействия коррупции.

Аудируемое лицо - хозяйствующий субъект (юридическое лицо

Аудит (аудиторская проверка) - независимая проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности организации. Под финансовой (бухгалтерской) отчетностью организации (далее - аудируемое лицо) здесь понимается отчетность, предусмотренная ФЗ от 21.11.1996 №129- ФЗ "О бухгалтерском учете", а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.

Аутентичное толкование – разъяснение которое исходит от органа, установившего толкуемое правовое предписание, толкование, основанное на первоисточнике, авторское.

Бланкетная диспозиция (уголовно-правовой нормы) – отсылает правоприменителя не к норме закона, а к иной – подзаконной норме (или нормам права).

Бланкетное предписание - содержит отсылку к другому нормативному правовому акту, содержащему подробную регламентацию соответствующих прав и обязанностей; устанавливает ответственность за нарушение каких-либо правил поведения, закрепленных другим НПА.

Буквальное толкование - результат толкования, когда содержание разъясняемого правового предписания совпадает с его текстуальным выражением.

Виды НПА – законы (в РФ принимаются Госдумой, законодательными органами субъектов Федерации, всенародным голосованием-референдумом) и подзаконные акты (Указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные решения и постановления местных органов, внутриорганизационные акты руководителей учреждений, предприятий, организаций).

Гипотеза - часть нормы права, указывающая на конкретные условия (обстоятельства), при наличии или при отсутствии которых начинает действовать норма.

Гражданское общество – относительно независимая от государства общность людей, объединенных по различным показателям в определенные социальные группы и формирования, действующие на основе правовых и иных социальных норм в целях удовлетворения индивидуальных, групповых потребностей и интересов, их реализации.

Дискреционная власть – право государственных органов действовать по своему усмотрению в зависимости от обстоятельств, принимать самостоятельные решения по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Диспозиция – структурная часть нормы права, в которой изложено содержание правила поведения, указаны права и обязанности сторон.

Доктринальное толкование – разъяснение смысла правовых предписаний, даваемое научными и др. квалифицированными юридическими работниками на основе теоретического анализа права, выражающееся в монографиях, научных комментариях, статьях и т.п.

Законопроект – текст предлагаемого к принятию закона, подготовленного для внесения на рассмотрение высшего представительного органа законодательной власти или на референдум.

Институции – образ действий, устройство или наставление; социальные формы типологизации функций акторов, определяющие их статусы и роли в системе производства общественного бытия и образующие систему отношений функциональной структуры общества. Институция как содержательная основа института определяет не только звание, должность, но и социальную группу, сословие, общность интересов и взглядов, иных свойств однотипных субъектов по социальной специфике их действий.

Информкоррупция – деформированное восприятие, представление о коррупции у населения, общественности как результат влияния формальных - средств массовой информации, и неформальных источников.

Качество закона - совокупность социально-экономических, политических и юридических свойств, обусловливающих пригодность закона удовлетворять определенные потребности общества, государства или отдельной личности соответственно природе права.

Компетенция – совокупность установленных нормативным правовым актом задач, функций, прав и обязанностей (полномочий) госорганов, должностных лиц, общественных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций.

Компетенция – возложенный законно на уполномоченный субъект объем публичных дел. Ее элементы: нормативно установленные цели, предметы ведения как юридически определенные сферы объекты воздействия, властные полномочия как гарантированная законом мера принятия решений и совершения действия.

Коррумпатор – лицо, предоставляющее незаконные преимущества государственным и негосударственным служащим, обладающим специальной деликтоспособностью.

Корруптер – посредник в коррупционных деяниях от организованной преступности.

Коррупционер – служащий государственной, муниципальной (должностное или не должностное лицо) или негосударственной (лицо, выполняющее управленческие функции или не выполняющее таковых) организации, обладающий специальной деликтоспособностью (т.е. способностью нести юридическую ответственность за совершение акта коррупции), признанный виновным в совершении коррупционного правонарушения на основе судебного решения или в ином установленном законом порядке (например, в случае совершения дисциплинарных коррупционных проступков).

Коррупциогенный фактор - явление или группа явлений (факторный комплекс) порождающие коррупцию или способствующие ее росту; в НПА - нормативно-правовая конструкция (отдельное нормативное предписание или совокупность нормативных предписаний), которая сама по себе или во взаимосвязи с иными нормативными положениями либо управленческими обыкновениями создает риск совершения субъектами, реализующими нормативные предписания, коррупционных действий (коррупционные риски).

Коррупционная практика – совокупность или система методов, способов и средств конструирования благоприятных условий для совершения коррупционных деяний и обеспечения латентности коррупции, в том числе посредством использования недостатков законодательства, подкупа должностных лиц, обладающих специальной деликтоспособностью.

Коррупционное преступление – это предусмотренное в УК РФ общественно опасное деяние, которое непосредственно посягает на авторитет и законные интересы службы и выражается в противоправном получении государственным, муниципальным или иным публичным служащим, либо служащим коммерческой или иной организации, в том числе международной, каких-либо преимуществ. Коррупциогенными факторами являются положения НПА (проектов НПА), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. ФЗ РФ от 17.07.2009 № 172-ФЗ п.2. ст.1. (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо предоставление последним таких преимуществ.

Коррупционные правонарушения – содержащие признаки коррупции преступления и проступки, запрещенные нормами права под угрозой юридической ответственности.

Коррупционные риски, связанные с госслужбой, - вероятность возникновения коррупционного поведения, которое м.б. вызвано: несоблюдением обязанностей, запретов и ограничений, установленных для госслужащих в связи с прохождением государственной службы; реализацией полномочий при осуществлении профессиональной деятельности государственного служащего.

Коррупционных правонарушений виды – преступления, гражданско-правовые деликты, административные и дисциплинарные (служебные) проступки.

Коррупционных преступлений виды публичные (злоупотребление должностными полномочиями – ст. 285; незаконное участие в предпринимательской деятельности – ст. 289; получение и дача взятки – ст. 290 и 291; служебный подлог – ст. 292; подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста или переводчика – ч.1 ст. 309 УК РФ) и непубличные (злоупотребление полномочиями – ст. 201, 202, коммерческий подкуп – ст. 204 УК РФ).

Коррупционная преступность – а) процесс совершаемости общественно опасных коррупционных деяний; б) относительно-массовое социально-правовое явление, включающее совокупность коррупционных преступлений и лиц, их совершивших, на определенной территории за данный период времени.

Коррупции типы – наиболее общие проявления коррупции, состоящие из этических нарушений (отклонений) и правонарушений.

Коррупции виды – менее общие проявления коррупции, проявляющиеся в подкупе и продажности, коррупции «верхов» и «низов», коррупции в государственном (муниципальном) и негосударственном секторах.

Коррупции разновидности специальные – а) коррупция на высших уровнях власти - «захват бизнеса» (Business capture), «захват государства» (State capture); б) собственно финансовая, денежная коррупция и непотизм - служебное покровительство родственникам и своим людям (кумовство, блат).

Коррупция - а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Коррупция – использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (в т.ч. депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в т.ч. международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в т.ч. неимущественного характера) либо предоставление последним таких преимуществ.

Лихоимство (устар.) – получение лицом, состоящим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение незаконных действий (бездействия) по службе.

Мздоимство (устар.) – получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоящим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение законных действий (бездействия) по службе.

Метод коллективной экспертной оценки – м. прогнозирования, основанный на выявлении обобщенной оценки экспертной группы путем обработки индивидуальных независимых оценок, вынесенных экспертами, входящими в группу.

Мозговая атака (мозговой штурм) – исследовательский метод быстрого коллективного рассмотрения научных или иных проблем без предварительного детального их обсуждения и разработки.

Мониторинг антикоррупционный - государственно-общественная система наблюдений, анализа коррупционных практик и их изменений, возникающих под влиянием экономических, политических, правовых, иных социальных факторов, оценки и прогноза состояния коррупции и противодействия ее проявлениям.

Национальный (страновый) доклад о коррупции – публичный отчет или доклад о стране, в котором есть посвященный коррупции раздел. Напр., анализируются восприятие коррупции в госслужбе, деловые интересы высших политиков, законы о финансовых разоблачениях и конфликтах интересов в политике, а также антикоррупционные инициативы.

Непрозрачности индекс - это недостаток понятных, чётких, формализованных и легко различимых практик и процедур. Потенциал закрытости и непрозрачности существует в пяти сферах, которые описываются ярким акронимом – «C L E A R», где

С (corruption) – это коррупция, которая ведёт к взяточничеству, фаворитизму и др. сбоям государственного механизма;

L (legal system) – законодательная сфера – коммерческое законодательство и права собственности могут быть аморфны;

E (economic and fiscal policies) – всё, что связано с финансами, эмиссией и налогообложением – принципиально негативный эффект имеет непредсказуемость политики;

A (accounting standards and practices) – в сфере финансовой отчётности опасна слабость механизмов сбора и предоставления корректной финансовой информации;

R (regulatory regime) – государственное регулирование бизнеса – важна последовательность мер.

Норма права – содержащееся в нормативном правовом акте общеобязательное, структурно организованное, государственно- властное веление субъектов правотворчества, регулирующее общественные отношения; норма правовая общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Норма права – установленное (санкционированное) и обеспеченное государством общеобязательное, формально-определенное правило поведения, наделяющее субъектов юридическими правами и обязанностями.

Нормативное толкование – разъяснение общего характера, даваемое применительно к рассмотрению всех дел определенной категории, разрешаемых на основе соответствующих норм.

Нормативный правовой акт (НПА) - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Отсылочное предписание - содержит отсылку к другому нормативному правовому акту, содержащему соответствующую норму права.

Официальное толкование – формально обязательное для определенного круга исполнителей разъяснение правовых предписаний специально уполномоченными на то органами.

Полномочия контрольные - полномочия, осуществляемые в целях проверки законности деятельности (в т.ч. порядка деятельности) субъектов права (инспекции, ревизии, контроль, надзор).

Полномочия разрешительные - полномочия, осуществляемые в целях выдачи документов, подтверждающих специальные права на занятие определенной деятельностью (удостоверения, лицензии, аккредитации, сертификаты и т.п.) или на пользование определенными предметами (например, оружием).

Полномочия регистрационные - полномочия, осуществляемые в целях удостоверения фактов установления, изменения или прекращения правового статуса субъектов права (налогоплательщиков, лицензиатов), а также гражданско-правовых сделок и объектов права (недвижимости, автомобилей).

Полномочия юрисдикционные - полномочия должностных лиц государственных органов, осуществляемые в целях применения мер административно-правовой ответственности (например, наложение административных штрафов).

Полномочия нормотворческие - полномочия по принятию нормативных правовых актов подзаконного характера, устанавливающих правила поведения для неограниченного круга лиц.

Пробел в праве – отсутствие (полностью или частично) правовых норм, на основании которых госорган или суд могут решить вопрос о применении права в случае, подлежащему правовому регулированию.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов госвласти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и/или ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Процедура административная - закрепленный в НПА порядок последовательного совершения юридически значимых действий ее участников, направленный на разрешение индивидуального юридического дела (реализацию субъективных прав, исполнение юрид. обязанностей) или выполнение отдельной публичной функции (напр., ведение реестра, регистрация, контрольная проверка).

Реквизиты правового акта – обязательные сведения, которые должны содержаться в правовом акте (документе) для признания его действительным (легитимным).

Санкция - часть нормы права, указывающая на неблагоприятные последствия, наступающие вследствие нарушения диспозиции.

Степень коррупционности коррупциогенного фактора - обобщенная оценка уровня возможности возникновения коррупционных рисков (совершения коррупционных действий и возникновения коррупционных отношений), даваемая специалистом на основе предусмотренных Методикой критериев применительно к различным видам коррупциогенных факторов.

Сроки юридические – определенное время, с которым правовые предписания связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений, а также соответствующие юридические последствия.

Техника юридическая – совокупность средств, приемов и правил, методов, применяемых при разработке нормативно-правовых, правоприменительных, интерпретационных и иных актов (создания и оформления содержания, структуры), их реализации, - юридической деятельности. В ее рамках особо выделяют законодательную технику, используемую при создании законов, актов представительных органов государственной власти.

Эксперт – квалифицированный специалист по конкретной проблеме, суждения и умозаключения которого о предметах в данной области достоверны.

Эксперта (специалиста) заключение – результат исследования, например, правового акта или проекта нормативного правового акта, в случае антикоррупционной или научной правовой экспертизы, представленный в письменном виде с мотивированными ответами на поставленные заказчиком вопросы и оформленный в установленном (Федеральными законами, госстандартами, законами субъекта РФ) порядке.

Экспертиза на коррупциогенность НПА, или антикоррупционная экспертиза НПА и их проектов – деятельность квалифицированных специалистов, направленная на выявление в тексте правового акта или проекта правового акта коррупциогенных факторов, оценку степени их коррупционности и выработку рекомендаций по их ликвидации или нейтрализации вызываемых ими коррупционных рисков.

Экспертиза НПА антикоррупционная – исследовательская деятельность по выявлению и описанию коррупциогенных факторов (явления или совокупности явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующие их распространению), содержащихся в проектах нормативных правовых и правовых актов, а также по разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.

Экспертиза НПА научно-правовая – научно-исследовательская деятельность экспертов - ученых, научных и образовательных учреждений по исследованию нормативных правовых актов или их проектов (со всех сторон, во взаимосвязи регулируемых НПА общественных отношений с иными социальными явлениями и процессами, с учетом всей теории и практики), с целью выявления несоответствий (нарушений, дефектов) законодательству: международному, российскому – Конституции РФ, конституционным федеральным законам, федеральным законам, законам субъектов Федерации, иным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, действующим нормам и Госстандартам.

Экспертиза правовая – исследовательская деятельность специалистов, направленная на выявление в тексте правового акта или проекта правового акта дефектов, не являющихся предметом антикоррупционной экспертизы, напр., 1) юридические коллизии нормативных предписаний, содержащихся в одном либо в различных НПА, в т.ч. несоответствие содержания нормативных предписаний положениям НПА, имеющего большую юрид. силу; 2) нарушение установленной процедуры принятия, подписания, опубликования НПА; 3) нарушение установленной формы НПА; 4) нарушение требований юридико-технического качества НПА.

Экспертиза экологическая - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Экспертизы виды - научная, юридическая (правовая), криминологическая, антикоррупционная (независимая), судебная, техническая, экономическая, финансовая, бухгалтерская, физико-химическая, математическая, биологическая, экологическая, врачебно-трудовая или иная в зависимости от предмета исследования, конкретных задач и применяемых научных методов.

Экспертная информация - экспертные оценки, полученные от экспертов (научных, образовательных учреждений) сведения, в том числе уменьшающие или снимающие неопределенность ситуации относительно коррупциогенности НПА, существовавшую до их получения.

Юридический акт – издаваемый полномочным органом в заранее установленной форме официальный документ, порождающий определенные правовые последствия; (виды Юридических актов: НПА– нормативный правовой акт, нормативный договор, индивидуальный акт, акт официального толкования).

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий