Заключение от 24.10.2012 г. по результатам антикоррупционной экспертизы «Положения об общественно-политическом совете при Губернаторе Ставропольского края» (в соавторстве)

2 декабря 2012 - Администратор

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПРИ ГУБЕРНАТОРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ (УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГУБЕРНАТОРА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ОТ 28 НОЯБРЯ 2008 г. № 985)

 

Агеевой Екатериной Александровной (Свидетельство от 16.02.2012 г. № 1348) и Тимченко Владимиром Александровичем (Свидетельство от 16.02.2012 г. № 1349), аккредитованными Министерством юстиции РФ в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы нормативных правовых актов на коррупциогенность в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96, Порядком проведения антикоррупционной экспертизы законов Ставропольского края и проектов законов Ставропольского края в Государственной Думе Ставропольского края, утверждённым Постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 28 января 2010 г. № 1380-IV ГДСК, проведена независимая антикоррупционная экспертиза «Положения об общественно-политическом совете при Губернаторе Ставропольского края» (утвержденного Постановлением Губернатора Ставропольского края от 28 ноября 2008 г. № 985) в целях выявления в нем коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Посредством обращения к Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов раскрывается суть потенциала «Положения об общественно-политическом совете при Губернаторе Ставропольского края», предпринятая антикоррупционная экспертиза которого отрицает в полной мере наличие соответствия его содержания удовлетворению интересов населения Ставропольского края в силу отсутствия в смысловой нагрузке цели деятельности Общественно-политического совета упоминания о выработке и реализации механизмов и форм гражданского участия, а также учёте общественного мнения в процессе формирования и осуществления социально-экономической политики в Ставропольском крае. Подтверждением сформулированного вывода является ссылка на п.1., согласно которому Общественно-политический совет при Губернаторе Ставропольского края являясь совещательным органом, образован всего лишь в целях организации взаимодействия органов государственной власти Ставропольского края, региональных отделений политических партий и других общественных объединений, действующих на территории Ставропольского края. Причём в тексте не упоминается, о каких видах органов государственной власти и общественных объединений Ставропольского края идёт речь.

Реалистичность предусмотренных Положением об общественно-политическом совете при Губернаторе Ставропольского края процедур для участия в них граждан носит спорный характер вследствие отсутствия упоминания в рамках деятельности Общественно-политического совета о таких формах взаимодействия органов государственной власти Ставропольского края с общественными объединениями и гражданами по общественно-значимым вопросам как: гражданский форум, конференции, принятие решений методом опроса, работа комиссий и рабочих групп, общественные слушания, работа общественной приёмной.

Содержание рассматриваемого Положения об общественно-политическом совете не позволяет констатировать полноту предусмотренных процедур в силу отсутствия в нём ряда основополагающих структурных компонентов, предусматривающих практическое воплощение в действительность заявленных в Положении целей. Так, в данном Положении не получили своего отображения:

·перечень обязанностей членов Общественно-политического совета;

·перечень полномочий Общественно-политического совета, в который в частности целесообразно включить: делегирование своих членов (представителей) для участия в заседаниях, коллегиях, консультативных совещаниях, комиссиях органов власти и управления при рассмотрении программ экономического и социального развития Ставропольского края в целях обеспечения гражданского участия в формировании и реализации социальной политики в Ставропольском крае;

·порядок прекращения и приостановления полномочий членов Общественно-политического совета;

·ответственность членов Общественно-политического совета;

·механизмы взаимодействия Общественно-политического совета с органами местного самоуправления;

·порядок участия в заседаниях Общественно-политического совета приглашённых лиц;

·порядок подготовки и публикации ежегодного доклада Общественно-политического совета о состоянии и проблемах развития институтов гражданского общества, их взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

·финансовое обеспечение деятельности Общественно-политического совета.

О наличии в Положении об общественно-политическом совете недопустимых административных барьеров свидетельствует присутствие положений о том, что, например:

1). Согласно п. 4. Положение о Совете и его стопроцентный состав утверждаются Губернатором Ставропольского края.

2). Согласно п. 7. Совет для осуществления возложенных на него функций в числе прочих прав имеет право: в) приглашать в установленном порядке на свои заседания (без права совещательного голоса: примеч. авторов) представителей органов исполнительной власти Ставропольского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, а также ученых и специалистов. Представляется, что для того чтобы обеспечить  реализацию обозначенных целей и эффективность работы Совета следует рассматривать это право как его обязанность.

3). Согласно п. 15. членами Совета могут быть представители политических партий, которые вошли в состав Государственной Думы Ставропольского края, общественных объединений, имеющих местные отделения в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края, со значительным числом их членов (более 1 тысячи человек). Следует отметить, что такой порядок формирования и организации работы Общественно-политического совета препятствует участию в его деятельности представителей политических партий, не вошедших в состав Государственной Думы Ставропольского края и таких разновидностей общественных объединений как: общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности, членство в которых в соответствии с ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об общественных объединениях» не предусмотрено.

4). Согласно п. 24. на заседания Совета могут быть приглашены представители органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления, общественных объединений, не вошедших в состав Совета, эксперты, представители средств массовой информации. Исходя из представленной формулировки эта процедура не носит обязательного и регламентированного характера, а следовательно наделяет Совет возможностью избирательного привлечения потенциала тех или иных общественных ресурсов.

Наглядным примером наличия в Положении об общественно-политическом совете коррупциогенных факторов является позиция о том, что обсуждение наиболее значимых проектов законов Ставропольского края, а также вносимых Губернатором Ставропольского края в Государственную Думу Ставропольского края нормативных правовых актов Губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края по социальным, экономическим и политическим вопросам, затрагивающим интересы населения Ставропольского края, с целью прогнозирования последствий их принятия и реализации осуществляется только по поручению Губернатора Ставропольского края (п. 6. в), что создаёт потенциальную угрозу для возможного злоупотребления властными полномочиями, рассматриваемого как фактор коррупциогенного толка.

К числу коррупциогенных факторов в документе может быть причислено и положение о том, что: решение принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета (п. 23). Введение в представленную формулировку словосочетания «но представляющих не менее 2/3 от общего числа членов Совета» (примеч. авторов) значительно снизит риск проявления коррупциогенных факторов в процедуре голосования по общественно-значимым вопросам.

Среди сильных сторон документа, предполагающих наличие норм и процедур, наиболее эффективно создающих условия для реализации интересов граждан, обращает на себя внимание положения о том, что Совету в соответствии с возложенными на него задачами предоставляется возможность осуществлять проведение анализа общественно-политической обстановки в Ставропольском крае, изучение и прогнозирование общественного мнения и информирование органов государственной власти Ставропольского края о происходящих в общественной жизни Ставропольского края процессах с целью выработки соответствующих рекомендаций (п.6. г).

Вместе с тем, наряду с присутствием в Положении об общественно-политическом совете сильных сторон выявлено наличие и ряда слабых сторон, олицетворением которых может выступать отсутствие положений о необходимости:

·переквалифицирования характера принимаемых Советом решений из области рекомендаций в плоскость руководства к действию;

·осуществления общественной экспертизы и общественного контроля за реализацией плана развития Ставропольского края, программ экономического и социального развития Ставропольского края, иных мероприятий социальной политики Ставропольского края, законопроектов, правовых актов Правительства Ставропольского края и органов местного самоуправления по вопросам обеспечения защиты конституционных прав, свобод и законных интересов жителей Ставропольского края, поддержки и развития общественных институтов;

·привлечения для проведения общественной экспертизы законопроектов, проектов правовых актов Правительства Ставропольского края, а также краевых целевых программ в социальной сфере, разработки документов и материалов представителей экспертного сообщества.

Представленный вариант текста Положения об общественно-политическом совете нуждается в доработке, предполагающей прежде всего необходимость:

             обозначения в тексте Положения перечня основных принципов деятельности членов Общественно-политического совета;

            избегания тождественности при формулировании смысловых нагрузок целей, задач и функций Общественно-политического совета, а также подмены государственных органов власти и управления одними только исполнительными органами;

             приведения в соответствие задач и функций Общественно-политического совета его целям, обозначенным в Положении;

       недопущения в содержании ряда положений документа ссылок на использование таких смысловых связок как: «может быть принято», «могут проводить», «могут создавать» и т.д., наличие которых предполагает скорее гипотетичность реализации процедуры, нежели её реалистичность и обязательность.

 

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов в тексте Положения об общественно-политическом совете при Губернаторе Ставропольского края в соответствии с предпринятой экспертизой предлагается осуществление соответствующей доработки ряда основополагающих статей рассматриваемого нормативно-правового акта.

 

Независимый эксперт Агеева Е А.

Директор научно-исследовательского центра

этнополитических исследований

Северо-Кавказского института-филиала

Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте РФ

e-mail: kay79@yandex.ru;

Дата: 24.10.2012

 

Независимый эксперт Тимченко В.А.

Главный научный сотрудник

научно-исследовательского центра

этнополитических исследований

Северо-Кавказского института-филиала

Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте РФ

e-mail: temudjin@mail.ru;

Дата: 24.10.2012

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий